1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ............................................................................................................... 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское»……..5 1.2. Цель программы воспитания ........................................................................................ 6 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания ............... 8 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 2.1. 2.2. 2.3. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ ............... 11 2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы .............................................. 15 Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ ................................................. 11 Направления реализации программы воспитания.................................................................. 12 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ................ 17 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы ............................. 17 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы .............................. 18 3.4. Календарный план воспитательной работы ............................................................... 19 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» (далее - ООП ДО). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО). Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО). В программе описана система возможных форм и методов работы своспитанниками. Программа воспитания включает в себя три основных раздела: Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания; Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ; Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания. Программа воспитания содержит вариативные модули: Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни» Модуль 2 - «Экологическое воспитание» Модуль 3 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Модуль 4 - «Патриотическое воспитание» Модуль 5 - «Конкурсное движение» Модуль 6 - «Сетевое взаимодействие с другими ОО» Модуль 7 – «Работа с родителями» 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» Образовательный процесс в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» расположен в приспосбленом здании, имеет один корпус по адресу РД, Каякентский район, с. Первомайское, в жилом комплексе. Рядом с ДОУ находится МБОУ ПСОШ №1, ДОУ имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия как с указанными образовательными организациями, так и с более удаленными, МБДОУ «Детский сад Радуга», МБОУ «Гимназия» ПСОШ №2. ДОУ располагает базой: музыкальный зал, спортивный зал, кабинеты учителейлогопедов, педагога-психолога. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям. Основной целью педагогической работы МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания; партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в 4 образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые мероприятия МБДОУ «Детский сад с. Первомайское», мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника); в проведении мероприятий МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле; педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы МБДОУ «Детский сад с. Первомайское», так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др. 1.2. Цель и задачи программы воспитания Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РоссийскойФедерации. Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: 5 − в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); − в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений); − в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел). Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников. В воспитании детей младшего дошкольного возраста Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности. Задачи: развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; сформировать коммуникативную и социальную компетентности; развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; – сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). В воспитании детей старшего дошкольного возраста: 1. Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к 6 русскому языку, языкам других народов; поощрять проявления морально-волевых качеств. 2. Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи: Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Повышение педагогической культуры родителей. Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России». Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам) В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах: Портрет Гражданина России 2035 года 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно- нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке 4.Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 7 5. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 6. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья 7. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагаетсядостижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах: 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии. 4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. 6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 8 7. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. 8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. 9. Мобильность и устойчивость Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: − социально-коммуникативное развитие; 2.1. − познавательное развитие; − речевое развитие; − художественно-эстетическое развитие; − физическое развитие. 2.2. Виды, формы и содержание деятельности Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами идругие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), 9 познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; тематический модуль, коллекционирование, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки. мастерская, клубный час, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. 2.3. Направления реализации программы воспитания МОДУЛЬ 1 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек; - предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей; - использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; - содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей. 10 МОДУЛЬ 2 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание». Проект даёт возможность формировать у дошкольников осознанно- правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы. Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, города, сада. Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанноправильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественноэстетической, коммуникативной). Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. 11 МОДУЛЬ 3 «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Трудовое воспитание и профессиональное самоопределениереализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. МОДУЛЬ 4 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Гражданское воспитание включает: - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; - развитие культуры межнационального общения; - формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; - воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; - формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. - Приобщение детей к культурному наследию предполагает: - эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; - создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; 12 - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; - увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; - создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; - развитие музейной и театральной педагогики; - поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; - создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; - повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; - создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. МОДУЛЬ 5 «КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ» Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении. Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы – выставки поделок, рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик. Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными. Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего ребенка. Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания: установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками; поддержка детской инициативы и самостоятельности; добровольное участие детей в конкурсах; поиск новых увлечений и раскрытие способностей. Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач: конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов, соревнования. 6 Модуль «Сетевое взаимодействие с другими ОО» Сетевое взаимодействие осуществляется с образовательными организациями, спортивнооздоровительными, среди них: «Сельская библиотека», ПСОШ №1, «Школьный краеведческий музей». Организация мероприятий проводится на основе 13 договора о сотрудничестве и плана работы. Мероприятия проводятся, как на базе ДОУ, так и на базе образовательного или спортивного учреждения (организации). Договор и план мероприятий заключается ежегодно по преемственности (МБОУ ПСОШ№1), с остальными организациями мероприятия имеют разовый характер, проводятся по предварительной договоренности. 7 Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позицийсемьи и ДОУ в данном вопросе. На уровне группы и ДОУ. Родительский комитет группы, члены общесадикового родительского комитета, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания исоциализации их обучающихся. Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов. Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковые мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Общесадиковые родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей. Родительские форумы при интернет-сайте ДОУ, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников, руководителя ДОУ. Участие родителей в общесадиковых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению территории ДОУ к летне-оздоровительному сезону и зимним играм. На индивидуальном уровне. Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка, а также конфликтными ситуациями между семьями. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и групповых. И индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ. 14 2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» воспитательнойработы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское», являются: 1. принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад с. Первомайское». Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад с. Первомайское». Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых мероприятий ДОУ; качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; 15 качеством проводимых экскурсий, походов; качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: − обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды; − оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; − создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; − современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; − наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; − учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, − в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах: − неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения − конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; − создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; − системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 1.Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г,(ФГОС ДО). Основные локальные акты: 1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» 2.План работы на учебный год 3.Календарный учебный график 16 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год. 17 3.4.Календарный план воспитательной работы МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» на 2021-2022 учебный год Календарный план воспитательной работы МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогическими работниками в 2021-2022 учебном году. Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы в соответствии с рабочей Программой воспитания. 1.Модуль «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Срок проведени я Сентябрь Формы работы Младший возраст Беседа Убираем игрушки Октябрь Трудовые поручения Ноябрь Наблюдение за трудом взрослых Дидактические игры Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом дворника «Кто что делает?» Декабрь Экскурсия Январь Игровые обучающие ситуации Февраль Встреча с людьми интересных профессий Фотовыставка Март Литературная гостиная Апрель Май Просмотр мультфильмов, развивающих видео Театрализованная деятельность Тематические Кто работает в детском саду? «Вымоем посуду» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Профессии моейсемьи» «Стихи о профессия х» «Три кота» сборник серий о профессиях Музыкально Средний возраст Старший возраст Труд в уголке природы Помоги накрыть на стол Наблюдение за трудом Наблюдение дворника за трудом кастелянши Наблюдение за Наблюдение трудом дворника за трудом кастелянши Чудесный мешочек Чудесный «Кому что нужно мешочек для работы» «Кому что нужно для работы» В магазин В Сбербанк «Профессии моей семьи» «Стихи о профессиях» «Покажем малышам как ухаживать за растениями» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Профессии моейсемьи» «Стихи о профессиях» «Почему родители работают?» Навигатум «Каллейдоскоп профессий» Навигатум Музыкальное «Парад профессий» Музыкальное «Купаем кукол» «Есть такая профессия – Родину защищать» 18 мероприятия Июнь Июль Срок проведени я Сентябрь Октябрь еразвлечение развлечение «День развлечение «День труда» труда» «День труда» Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», В. Маяковский «Кем Быть?», И. Крылов «Стрекоза и муравей», К. Чуковский «Айболит», «Федориногоре», русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», Ю. Тувим «Всѐ для всех» Трудовые Кормление птиц Уборка в песочнице Уборка на поручения участке Продуктивная Создание альбома Создание лэпбука по Создание деятельность «Кем работают «Профессии моей лэпбука наши мамы» семьи» «Професси и моего города» 2. Модуль «Патриотическое воспитание» Младший возраст Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Дидактическая игра «Мой адрес» Мой город – Махачкала Народные игры, фольклор. Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Ноябрь Декабрь Средний возраст Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Дидактическая игра «Мой адрес» Мой город – Махачкала Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Моибабушка и дедушка» Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» «Праздники на Руси» Народные игры, «Культура и традиции русского народа» Старший возраст Виртуальная экскурсия «Счего начинается Родина?» Виртуальная экскурсия в краеведческий музей «Памятники и достопримечательности родного города» Оформление фотовыставки «Моибабушка и дедушка» к Международному Днюпожилого человека Фестиваль творчества «Сила России – в единственародов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции рисунков и фотографий «Сердце матери лучшесолнца греет» «Культура и традиции русского 19 Январь Февраль фольклор «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. «Дымковская игрушка» Оформление выставки «Мастера земли русской» «День знаний о промыслах России» «Народы нашей страны» Дидактическая игра «Народы России» Март Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии «Наши мамы и бабушки» Изготовление альбомаСтихи, песни Апрель Май Оформление выставки «Мастера земли русской» «Народы нашей страны» Дидактическая игра «Народы России» Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии «Наши мамы и бабушки» Изготовление альбома Стихи, песни народа» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор Фотовыставка о проведении новогодних праздников. «День знаний о промыслах России» Оформление выставки «Мастера земли русской» «Мир вокруг нас» Беседа о разных странах иих жителях. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец». Праздник «Наша Армияродная» стихи, песни, фотографии «Мамочка любимая» Изготовление альбомаСтихи, песни Праздник 8 Марта «Люби и знай родной свойкрай» Праздник 8 Марта «Люби и знай роднойсвой край» Праздник 8 Марта «Люби и знай родной свойкрай» Викторина «Назови сказки» «День космонавтики» Просмотр мультфильма Викторина «Назови сказки» «День космонавтики» Конкурс знатоков родногокрая «День космонавтики» Конкурс проектов «Паркии скверы города» Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные Экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Конкурс проектов «Природа России» Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» Экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Конкурс проектов «Природные богатстваРоссии» Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Панорамы боевыхдействий» моделирование 20 чтения Июнь Июль Август «Бессмертный полк» Спортивное развлечение «День России» Праздник «Мама, папа, Я –наша дружная семья Конкурс детского творчества «День города» 26.08.2021 «Лучшая группа по готовности групп к началу нового учебного года» Сентябрь 1. «Красный, жёлтый, зелёный» 2. «Огонь - друг, огонь – враг!»/ Выставка детских рисунков/ Октябрь «Лучшая здоровьесберегающая среда в группе ДОУ» «Россия - моя Родина» Ноябрь Декабрь Январь Февраль Апрель Май Спортивное развлечение «День России» Праздник «День семьи» Спортивное развлечение «День России» Праздник «День семьи» Конкурс детского Конкурс детского творчества «День творчества «День города» города» 3. Модуль «Конкурсное движение» 1. «Красный, жёлтый, зелёный» 2. «Огонь - друг, огонь – враг!» «Мы за здоровый образ жизни» /фотовыставка/ «Волшебный сундучок осени» (выставка поделок из овощей). «Мы украсим ёлку в праздничный наряд» (оригинальные украшения к Новому году). Выставка лучших новогодних игрушек, открыток, поделок. /Работа с родителями/ «Лучшая развивающая Литературный предметно калейдоскоп пространственная среда «Путешествие в страну ДОУ для речевого развития сказок» детей» «Лучшее методическое Конкурс газет «Лучше «Защитники Отечества» пособие (лепбук) по папы друга нет» развитию речи дошкольников». Конкурс среди педагогов ДОУ «Лучший уголок «Дорога в космос» «Мы на прогулке. экспериментирования в Наблюдаем за детском саду» окружающим»/фотов ыставка/ «Слава героям» (ко Дню Победы) 4.Модуль «Экологическое воспитание» Срок проведе ния Младший возраст Средний возраст Старший возраст 21 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Аппликация «Бабочки» НОД «Растения леса» Экскурсия «Деревья осенью» Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза», «Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые» Занятие «Знакомство с Тематическое развлечение Изготовление подарков корнеплодами репы и «Осень в гости к нам из природных моркови» пришла» материалов кпразднику «День пожилого человека» Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошоплохо» Театрализованное Театрализованное Наблюдение за развлечение «День птиц» развлечение «День погодными явлениями птиц» Занятие «Украсим елку снегом» Изготовление кормушки для птиц Изготовление кормушки для птиц Чтение экологических сказок о воде: История одной Капли (грустная сказка о воде), Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды), Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды), История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка), Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка). Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Занятие «Заяц и волк — лесные жители» «Жили – были Овощи». Использование приемов мнемотехники, игровой и здоровьесберегающих технологий для развития речи детей средней группы. /Открытый просмотр/ «В гости к ежику». Использование приемов мнемотехники в работе учителялогопеда для развития речи детей дошкольного возраста. /Открытый просмотр, логопед/ Акция «Берегите лес» Чтение художественной литературы: Е.И. Чарушин «Никита охотник», Почему у земли платье зеленое А. Лопатина, Кто землю украшает А. Лопатина, Могучая травинка М. Скребцова «Почемучки «Соль и ее волшебные «Поможем Мишке». путешественники». Игровая свойства». Организация Развитие деятельность по развитию игр экспериментов и познавательного экологической культуры детей исследовательской интереса детей 2 средней группы с элементами деятельности в старшей младшей группе в экспериментирования. группе./Открытый процессе /Открытый просмотр/ просмотр/ экспериментирования. /Открытый просмотр/ Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за цветущими растениями на цветущими растениями цветущими растениями территории детского сада. на территории детского на территории детского 22 сада. Июнь сада. 1.Чтение экологических сказок о мусоре: Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка), Маша и Медведь (Экологическая сказка), Нет места мусору (Экологическая сказка), Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка). 2.Консультации в родительском уголке «Как научить ребенка беречь природу» Экологооздоровительный праздник. Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние животные» и др 5.Модуль «Основы здорового образа жизни» Срок проведен ия Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Младший возраст Средний возраст Старший возраст Беседа «Чумазый Беседа «Я и моѐ тело» Беседа «Личная мальчик» гигиена» Чтение художественной литературы Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Бяльковская «Юля – чистюля», З. Александрова «Купание», потешки «Водичкаводичка», «Расти коса до пояса» Игровая ситуация «В гостях у Мойдодыра» Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Игровая ситуация «Помогизайке перейти дорогу» Спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивнаясемья!» Игровая ситуация «Как привести себя в порядок» Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Игровая ситуация «Едем в автобусе» Сюжетно-ролевая игра «Аптека» Подвижная игра «Ксвоим знакам» Игровая ситуация «Однажды на улице» Спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивная семья!» Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра «Комучто нужно?» «Покажи правильно» «Если кто-то заболел» Экскурсия в Экскурсия в медицинский Экскурсия в медицинский кабинет кабинет медицинский кабинет Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Е. Шкловский «Как лечили мишку», Т. Волгина «Два друга» Январь Игровая ситуация «На игровой площадке» Февраль Беседа «Овощи и Спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивная семья!» Игровая ситуация Игровая ситуация «Одиндома» «Поведение с незнакомыми людьми» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», А. Толстой «Буратино», С. Маршак «Сказкао глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси» Дидактическая игра Проектная деятельность 23 фрукты –полезные для здоровья продукты» Март Апрель Май Июнь «Разложи на тарелках полезные продукты» «Где хранятся витамины? » Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука здоровья» серия «Правильное питание» Беседа «Спички не тронь, в спичках огонь» Театрализованная деятельность Беседа «От чего происходят пожары?» Игровая ситуация «Есливозник пожар?» Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом» Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», Г. Цыферов «Жил был на свете слоненок», Л. Толстой «Пожарныесобаки», С. Михалков «Дядя Степа», Е. Хоринская «Спичка - невеличка» День Здоровья День Здоровья День Здоровья Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улицах города» Просмотр мультфильма «Смешарики», «Азбука безопасности» Дидактическая игра«Что где растѐт?» Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное» Викторина «Правила дорожные детям знать положено» Чтение художественной литературы Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход», С. Михалков «ДядяСтепа милиционер» Спортивный праздник «Здравствуй, лето!» Беседа «Как вести себя наприроде?» Модуль «Работа с родителями» Сроки проведения Сентябрь Сентябрь Май Мероприятия Ответственные Создание банка данных по семьям воспитанников Ст.воспит., педагоги Общие собрания: 1. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Выборы родительского комитета. 2. «Подведение итогов работы ДОУ за учебный год. О летне-оздоровительной работе». Заведующий 1 раз в квартал Групповые собрания с выставкой литературы, детских работ, поделок детей и взрослых, с показом образовательной деятельности Воспитатели групп Апрель День открытых дверей «Чем мы живем» Коллектив ДОУ 1 раз в месяц Заседание родительского комитета Родительский комитет 1 раз в квартал По плану Смена информации в родительских уголках Консультации Воспитатели Педагоги Анкетирование по актуальным вопросам организации 24 воспитания и образования детей в ДОУ: - «Как мы укрепляем здоровье в своей семье». - «Речевое развитие детей». - «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» Ноябрь февраль апрель Старший воспитатель Учитель-логопед Восп. групп Модуль - «Сетевое взаимодействие с другими ОО» Сентябрь День Знаний Ноябрь День открытых дверей для выпускников Март Проведение экскурсий к школе Февраль Шефская работа: - Пошив куклам одежды, изготовление атрибутов к театрализованным играм и предметов-заместителей для игровой деятельности силами школьников Апрель Совместные праздники: - «Книжкина неделя» - «Весёлые старты» День открытых дверей для родителей и учителей В течение года Ст. воспит., воспитатели, учителя нач.кл. Ст. воспит., воспитатели, учителя нач.кл. Воспитатели Ст. воспит. Воспитатели старших групп Зам.директ. по УВР в нач. кл. Уч.нач.кл. Старший воспитатель Воспитатели старших групп Уч. Физкул. Март Совместные выставки детских работ воспитанников детского сада и выпускников детского сада (выставка рисунков «Россия - моя Родина», «Слава героям», выставка новогодних игрушек) - Знакомство с сельской библиотекой Старший воспитатель, Зам.директ. по УВР в нач. кл воспитатели, родители Воспитатели Апрель - Посещение музея в школе Воспитатели Мероприятия по безопасности дорожного движения (по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма) № п/п Мероприятия Срок Ответственные Сентябрь Ноябрь Декабрь Воспитатели всех групп Работа с детьми 1 Экскурсии и целевые прогулки: Наблюдение за движением пешеходов Наблюдение за движением транспорта Наблюдение за работой светофора (совместно с родителями) Рассматривание видов транспорта Прогулка к пешеходному переходу Знакомство с улицей Наблюдение за движением транспорта Знаки на дороге–место установки, назначение Ноябрь Январь Март Апрель Май 25 2 3 4 5 6 7 беседы: Что ты знаешь об улице? Мы пешеходы-места движения пешеходов,их название,назначение Правила поведения на дороге Машины на улицах города–виды транспорта Помощники на дороге–знаки,светофор Будь внимателен! Транспорт в городе:места и правила парковки,пешеходные зоны, ограничивающие знаки Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по улицам города с Незнайкой» «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания» Дидактические игры: «Наша улица», «Светофор» «Поставь дорожный знак», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Заяц и перекресток», «Дорожные знаки:запрещающие и разрешающие», «Желтый,красный, зеленый», «Чего не хватает?», «Собери автомобиль», «Отвечай быстро» Подвижные игры (придумывание новыхигр): «Воробышки и автомобиль», «Будь внимательным», «Разноцветные автомобили», «Мы едем,едем,едем…», «Стоп!», «Полосатые дорожки», «Чья команда скорее соберется», «Велогонки», «Лошадки», «Горелки», «Найди свой цвет» Художественная литература для чтенияи заучивания: С.Михалко в «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»;С.Маршак «Милиционер», «Мяч»;В.Головко «Правила движения»;С.Яковлев«Советы доктора Айболита»;О.Бедерев«Если бы…»;А.Северный«Светофор»; В.Семернин«Запрещается-разрешается» Развлечения: «Фликер–дарит жизнь» -спортивное развлечение Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май Воспитатели всех групп В течение Воспитатели всех групп года В течение Воспитатели всех групп года В течение Воспитатели всех групп года В течение Воспитатели всех групп года Воспитатели всех В течение групп года Муз.руководитель Инструктор по ФК «В стране Дорожных знаков» -игравикторина. 26 Мероприятия по пожарной безопасности № п/п Мероприятия Сроки Ответственные Сентябрь Октябрь Ноябрь Воспитатели младших, средних,старших, подготовительных групп Работа с детьми 1 2 3 4 Беседы: Почему горят леса ? безопасный дом потенциальные опасности дома:на кухне, в спальне,в общей комнате Скоро,скоро новый год,к детям елочка придет Отчего дома начался пожар?опаасные предметы Чтo делать в случае пожара в детском саду? Друзья и враги Знаешь сам–расскажи другому Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май В течении года Художественная литература: .Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» .Е.Хоринская «Спичка-невеличка» А..Шевченко «Как ловили уголька» Л.Толстой«Пожарные собаки» загадки, пословицы, поговорки. Дидактические игры: Опасные ситуации 5 «в мире опасных предметов» Служба спасения: 01, 02, 03,единая служба 112 Горит–не горит Кому что нужно для работы? Бывает – не 6 бывает 7 Оформление выставки детских рисунков «Не шути с огнем» 8 Практические занятия с детьми по формированию навыков поведения в пожароопасной ситуации Практикум для детей и воспитателей «Оказание первой помощи в экстренных ситуациях» 10 Тематический досуг: Добрый и злой огонь» Как мы боремся с огнем» 11 Познавательная итоговая викторина «Что?Где?Когда?» Воспитатели всех групп воспитатели всех групп В течение года Воспитатели всех групп Декабрь Воспитатели 1раз в квартал Зав.ДОУ Воспитатели Ноябрь Старшая медсестра, воспитатели 9 ноябрь декабрь Март Инструктор по физической культуре Воспитатели Воспитатели подготовительных групп.