МТО и оснащенность образовательного процесса Детский сад с. Первомайское

Справка
о материально – техническом обеспечении и оснащённости образовательного процесса
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Первомайское» МР
«Каякентский район» на 2022-2023 учебный год
1. Обеспечение образовательной деятельности оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями
№
п/п

Фактический
адрес зданий,
строений,
сооружений,
помещений,
территорий

1
1.

2
368552,
Республика
Дагестан,
Каякентский
район,
с.Первомайское,
ул. Николаева, 18

Вид и назначение зданий, строений,
сооружений, помещений,
территорий (учебные, учебно вспомогательные, подсобные,
административные и др.) с
указанием площади (кв.м.)

3
Учебное здание на 100
человек, общая площадь 600 кв.м.,
год построения 1972,
групповые комнаты – 151,2
(кв.м.) в том числе:
1 младшая группа –31,1 кв.м.
2 младшая группа –31,1кв.м.
Средняя группа –42,7 кв.м.
Старшая группа – 46,3 кв.м.
Спальня 1 мл.гр. – 31,1 кв.м
Спальня 2 мл.гр. – 31,1 кв.м
Спальня ср. гр. – 35,6 кв.м
Сальня ст.гр. – 34,7 кв.м
Прихожая– 1 корпус – 51,3 кв.м;
2 корпус – 58 кв.м
Туалеты – 22 кв.м
Кабинет завхоза-1 (12 кв.м)
Кабинет заведующего–12,3 кв.м
Медицинский блок

Форма владения,
пользования
(собственность,
оперативное
управление,
аренда,
безвозмездное
пользование и
др.)

Наименование
организациисобственника
(арендодателя,
ссудодателя и др.)

Реквизиты и сроки
действия право
устанавливающих
документов

4
Государственная
собственность на
праве
муниципального
управления,
постоянное
бессрочное
пользование

5
МР «Каякентский
район»

6
Распоряжение
№234-Р от
26.06.2012г. «О
закреплении на
праве
оперативного
управления
объекта
муниципальной
собственности»

Реквизиты
заключений,
выданных органами,
осуществляющими
государственный
санитарноэпидемиологичес-кий
надзор,
государственный
пожарный надзор
7
Акт проверки №228
от 21.08.2019г. «О
проведении проверки
по пожарному
надзору»
Экспертное
заключение №
3193961 от 19.03.2020
г «По результатам
санитарно –
эпидемиологических
экспертиз,
обследований,
исследований,испыта
ний
токсикологических ,
гигиенических и иных
видов оценок»

(изолятор, процедурный,
кабинет, кабинет медсестры,
санузел) - 30 кв.м
прачечная – 1
пищеблок – 1 (36,9 кв.м)
складские помещения –1 (46, 3
кв.м)
Общая площадь
(кв.м)

18,18кв.м.

2. МТО помещений и групповых комнат
Вид помещения
Медицинский кабинет 

Коридоры МКДОУ




Участки

Уголок природы

Уголок развивающих







Основное предназначение
Оснащение
Развивающая предметно-пространственная среда залов и кабинетов
1. Осмотр детей, консультации медсестры, врачей
1. Изолятор.
консультативно-просветительская работа с родителями 2. Процедурный кабинет.
и сотрудниками МКДОУ.
3. Медицинский кабинет.
4. Санузел
1. Информационно-просветительская работа с
1. Стенды для родителей, визитка ДОУ.
сотрудниками МКДОУ и родителями.
2. Стенды для сотрудников.
2. Выставочная площадка.
3. Выставки детских и семейных работ по художественному
творчеству.
1.Организация прогулки, наблюдения.
1.Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп.
2.Опытно-экспериментальная деятельность.
2.Игровое, функциональное, спортивное оборудование
3.Игровая деятельность.
3.Огород, цветники.
4.Самостоятельная двигательная деятельность.
5.Трудовая деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений
 1.Расширение познавательного опыта, его
1. Календарь природы (2 мл., ср., ст. гр.).
использование в трудовой деятельности.
2.Сезонный материал.
3. Литература природоведческого содержания, набор картинок.
4. Материал для проведения элементарных опытов.
5. Обучающие и дидактические игры по экологии.
6. Природный и бросовый материал.
 1.Расширение познавательного сенсорного опыта

1. Дидактический материал по сенсорному воспитанию.

игр

детей.

2. Дидактические игры.
3. Настольно-печатные игры.
4. Познавательный материал.
5. Материал для детского экспериментирования.

Уголок
конструирования

 1.Проживание, преобразование познавательного опыта
в продуктивной деятельности.
 2. Развитие ручной умелости, творчества.
3. Выработка позиции творца

1. Напольный строительный материал.
2. Настольный строительный материал
3. Пластмассовые конструкторы (младший возраст - с крупными
деталями).
4. Конструкторы с металлическими деталями- старший возраст.
5. Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший
возраст.
6. Мягкие строительно-игровые модули - младший возраст.
7. Транспортные игрушки.

Уголок сюжетноролевой игры

 1.Реализация ребенком полученных и имеющихся
знаний об окружающем мире в игре.
 2. Накопление жизненного опыта.

1. Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей
(«Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская»,
«Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье» и
п.д.)
2. Предметы-заместители.

Уголок безопасности  1. Расширение познавательного опыта, его
использование в повседневной деятельности .

1. Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП.
2. Макеты перекрестков.
3. Дорожные знаки.
4. Литература о правилах дорожного движения.

Уголок патриотического 1.Расширение краеведческих представлений детей,
воспитания
накопление познавательного опыта.

1. Государственная, республиканская символика.
2. Образцы русских и дагестанских костюмов.
3. Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и
др.
4. Предметы народного прикладного искусства.
5. Предметы народного быта.

6. Детская художественной литературы.
Книжный уголок

 1. Формирование умения самостоятельно работать с
книгой, «добывать» нужную информацию.

1. Детская художественная литература в соответствии с
возрастом детей.
2. Наличие художественной литературы.
3. Иллюстрации по темам образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с

художественной литературой.
4. Материалы о художниках – иллюстраторах.
5. Портреты поэтов, писателей (старший возраст).
Театрализованный
уголок

 1.Развитие творческих способностей ребенка,
стремление проявить себя в играх-драматизациях.

1.Ширмы.
2.Элементы костюмов.
3.Различные виды театров (в соответствии с возрастом).
4.Предметы декорации.

Уголок
изобразительного
творчества

 1. Проживание, преобразование познавательного опыта
в продуктивной деятельности.
 2. Развитие ручной умелости, творчества.
3. Выработка позиции творца.

1.Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
2. Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей,
тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки).
3. Наличие цветной бумаги и картона.
4. Достаточное количество ножниц с закругленными концами,
клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации.
5. Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
6. Место для сменных выставок детских работ, совместных
работ детей и родителей.
7. Альбомы- раскраски.
8. Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с
иллюстрациями, предметные картинки.
9. Предметы народно – прикладного искусства.

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В МКДОУ «Детский сад с. Первомайское» созданы материально-технические условия,
обеспечивающие:
-возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения
Федеральной программы;
-выполнение ДОО требований санитарно-эпидемиологических правил и
гигиенических нормативов, содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный № 60833),
действующим до 1 января 2027 года (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СанПиН 1.2.368521:
МКДОУ «Детский сад с. Первомайское»
деятельность в соответствии с требованиями :

осуществляет

образовательную

-оборудованию и содержанию территории ;
-помещениям, их оборудованию и содержанию;
-естественному и искусственному освещению помещений;
-отоплению и вентиляции;
-водоснабжению и канализации;
-организации питания;
-медицинскому обеспечению;
-приему детей в организации, осуществляющих образовательную деятельность;
-организации режима дня;
-организации физического воспитания;
-личной гигиене персонала;
3) выполнениетребований пожарной безопасности и электробезопасности;
4) выполнениетребований по охране здоровья обучающихся и охране труда
работников ДОО;
МКДОУ оснащено полным набором оборудования для различных видов детской
деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками,
озелененной территорией.
МКДОУ имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и

образовательной деятельности обучающихся , педагогической, административной и
хозяйственной деятельности:
-помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру,
общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности
ребенка с участием взрослых и других детей;
-оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного
возраста, содержания Федеральной программы;
-мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь,
инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные
инструменты;
- административные помещения, методический кабинет;
- помещения, обеспечивающие охрану и укрепление
психологического здоровья, в том числе медицинский кабинет;

физического

и

- оформлены территории и оборудованы участки для прогулки .
Инструменты реализации Образовательной программы
( Обеспеченность Программы методическим материалом)
Содержание дошкольного образования в Учреждении обеспечивается, в соответствии с
инструментами реализацииОсновной общеобразовательной
программы образовательная программа дошкольного образования ДООпо следующим
направлениям:
Данный учебно - методический комплекс используется до периода разработки и
утверждения рекомендуемого учебно методического комплекса к ФОП ДО.
Организация образования дошкольной образовательной организациейрекомендованная
Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду»
под редакцией М. А. Васильевой

В новейшем издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены
новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного
образования.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно
обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно
сохраняет свою актуальность.
Это влечет за собой издание и приобретение новых методических
и дидактических пособий. Однако все пособия, изданные ранее, по-прежнему нужны в
работе воспитателя,в разработке программы
Сингер Э., Хаан Д. Играть, удивляться, узнавать.
Кингстон Д., Мелхиш Э., Сирадж И. Обеспечение устойчивого совместного
мышления и эмоционального благополучия детей от 2 до 5 лет.
Шиян О. А. и др. Современный детский сад. Каким он должен быть.
Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3–7л
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–4л
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 4–5 л

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 5–6 л
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 6–7 л.
Методические пособия
Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни
ребенка.
Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет.
Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. Практический психолог в детском саду.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников (4–7 лет).
Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. и др. Диагностика психического
развития ребенка: Младенческий и ранний возраст.
Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду (2–7 лет).
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду (готовится к печати).
Зацепина М. Б., Лямина Г. М., Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Для работы с детьми 2–7 лет.
Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Для работы с детьми 2–7 л.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе
детского сада.
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 л.
Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С.С. Прищепа,Т.С. Шатверян.
Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением
в школу (5–7 лет) / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе
«От рождения до школы»: Младшая группа (3–4 года) / Ред.- сост. В.А. Вилюнова.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до
школы»: Средняя группа (4–5 лет) / Ред.-сост. А.А. Бывшева.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе
«От рождения до школы»: Старшая группа (5–6 лет) / Ред.- сост. А.А. Бывшева.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до
школы»: Подготовительная к школе группа (6–7 лет) /Ред.-сост. В.А. Вилюнова.
Ребенок от рождения до года / Под ред. С. Н. Теплюк.
Ребенок второго года жизни / Под ред. С. Н. Теплюк.
Ребенок третьего года жизни / Под ред. С. Н. Теплюк.
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7 лет).
Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2–4 лет.
Чеха В.В. Сетевая форма реализации программ дошкольного образования.Вопросы и
ответы.
Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3–7 лет).
Конспекты и сценарии занятий
Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Вторая группа раннего возраста (2–3 года).
Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Младшая группа (3–4 года).
Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Средняя группа (4–5 лет).
Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Старшая группа (5–6 лет).

Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3–4 года).
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста (2–3 г).
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа (3–4 года).
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа (4–5 лет).
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Подготовительная к школе группа (6–7
лет) (готовится к печати).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Мл группа (3–4 г).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя гр (4–5 л).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением Старшая гр(5–6 л).
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением:
Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду:Младшая гр(3–4 г).
Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Средняя гр(4–5 л).
Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду Старшая гр(5–6 л).
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая гр(3–4 г).
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа (4–5 л).
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая гр (5–6 л).
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к
школе группа (6–7 лет).
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4–5 лет).
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5–6
лет).
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к
школе группа (6–7 лет).
Куцакова Л. В. Художественное творчество и конструирование: 3–4 года.
Куцакова Л. В. Художественное творчество и конструирование: 4–5 лет.
Найбауэр А.В., Куракина О.В. Мама—рядом: игровые сеансы с детьми раннего возраста в
центре игровой поддержки развития ребенка.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром(3–7 л).
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 г).
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Средняя гр (4–5 лет).
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая гр (5–6 лет).
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду Подготовительная гр(6–7 л).
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Младшая группа (3–4 года).
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Средняя группа (4–5 лет).
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Старшая группа (5–6 лет).
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего
возраста (2–3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа (3–4 г).
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя гр (4–5 лет).
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая гр (5–6 лет).
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к
школе группа (6–7 лет).
Наглядно-дидактические пособия
Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в
ДОО: Младшая группа.
Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в
ДОО: Средняя группа.
Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в
ДОО: Старшая группа.
Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в
ДОО: Подготовительная группа.
Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка
в ДОУ.
Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.
Бордачева И. Ю. История светофора: Для работы с детьми 4–7 лет.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»;
«Три поросенка».
Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»;«Антонимы.Прилагательные»;
«Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один—много»;
«Словообразование»; «Ударение».
Хрестоматии
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1–3 года.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3–4 года.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4–5 лет.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5–6 лет.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6–7 лет.
Методическое пособие.
Плакаты: «Где в природе есть вода», «Зачем люди ходят в лес», «Зачем пилят
деревья», «Как лесник заботится о лесе», «Кому нужны деревья в лесу»,
«Лес — многоэтажный дом», «Пищевые цепочки», «Этого не следует делать в лесу».
Картины из жизни диких животных: «Бурый медведь. Наглядное пособие с
методическими рекомендациями», «Заяц-беляк. Наглядное пособие
с методическими рекомендациями».
Народное искусство — детям
Народное искусство — детям. Методическое пособие / Под ред. Комарова Т.С.
Альбомы для творчества: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»,
«Жостовский букет», «Каргопольская игрушка», «Мастерская гжели», «Мезенская
роспись», «Полхов-Майдан», «Сказочная гжель», «Узоры Северной Двины»,
«Филимоновская игрушка», «Хохломская роспись», «Лепим народную игрушку»,
«Лубочные картинки».
Дополнительная литература
Методические пособия Бердникова А. Г. Как справиться с капризами.
Веракса А. Н. Как воспитать чемпиона.
Жоаким К. А. 15 минут с ребенком.
Павлова Л. Н. Развитие речи. Первый год жизни.
Конспекты и сценарии занятий
Казина О. Б. Совместные физкультурные занятия с участием родителей (для занятий с
детьми 2–5 лет).
Казина О. Б. Совместные физкультурные занятия с участием родителей (5–7 лет).

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Игры-занятия с малышом. Первый год жизни.
Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Лепка с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Подвижные игры и упражнения с детьми 1–3 лет.
Колдина Д. Н. Развитие речи с детьми 1–3 лет.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
Колдина Д. Н. Социально-эмоциональное развитие ребенка.
Лычагина И. А. Лепка из соленого теста с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий.
Лычагина И. А. Лепка из соленого теста с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий.
Мамаева О. А. Мастерим с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий.
Мамаева О. А. Мастерим с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
Ульева Е. А. 100 увлекательных игр в дороге, на прогулке. Сценарии игр.
Ульева Е. А. 100 увлекательных игр для веселого дня рождения. Сценарии игр.
Ульева Е. А. 100 увлекательных игр для здоровья вашего ребенка. Сценарии игр.
Ульева Е. А. 100 увлекательных игр для отличной учебы. Сценарии игр.
Ульева Е. А. 100 увлекательных игр для уверенности в себе. Сценарии игр.
Ульева Е. А. 100 увлекательных игр, когда за окном дождь. Сценарии игр.
Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. 2–3 года.
Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. 3–5 лет.
Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. 5–7 лет.
Наглядно-дидактические пособия
Картины из жизни домашних животных.
Наглядное пособие и методические рекомендации.
Плакаты: «Алфавит»; «Английский алфавит»; «Веселый алфавит»; «Водный
транспорт»; «Воздушный транспорт»; «Городской транспорт»; «Грибы»;
«Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние
птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Зимние виды спорта»;
«Зимующие птицы»; «Кто всю зиму спит»; «Летние виды спорта» «Морские
обитатели»; «Музыкальные инструменты народов мира»; «Музыкальные инструменты
эстрадносимфонического оркестра»; «Народы стран ближнего зарубежья»;
«Насекомые»; «Немецкий алфавит»; «Овощи»; «Очень важные профессии»;
«Перелетные птицы»; «Погодные явления»; «Полевые цветы»;
«Птицы»; «Птицы жарких стран»; «Садовые цветы»; «Спецтранспорт»;
«Строительные машины»; «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Форма»; «Фрукты и ягоды»;
«Хищные птицы»; «Цвет». Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный
транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»;
«Высоко в горах»; «Государственные символы России»; «Грибы»; «День Победы»;
«Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Животные — домашние питомцы»;
«Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Инструменты домашнего
мастера»; «Космос»; «Морские обитатели»; «Музыкальные инструменты»;

«Насекомые»; «Овощи»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Птицы
домашние»; «Птицы средней полосы»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки. Друзья и
помощники»;
«Спортивный
инвентарь»;
«Фрукты»;
«Цветы»;
«Школьные
принадлежности»; «Явления природы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»:
«В деревне»; «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Весна»;
«Времена года»; «Защитники Отечества»; «Зима»; «Зимние виды спорта»; «Кем
быть?»; «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Летние виды спорта»; «Лето»; «Мой дом»;
«Осень»; «Профессии»; «Распорядок дня»; «Репка»; «Родная природа»; «Теремок».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»;
«Расскажите детям о Москве»; «Расскажите детям о
Московском Кремле»;
«Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите
детям об Отечественной войне 1812 года»; «Расскажите детям о
рабочих
инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о
специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе», «Расскажите детям о грибах»;
«Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»;
«Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких
стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских
обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»;
«Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям
о садовых ягодах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите
детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детямоб
Олимпийских играх»;
«Расскажите детям об олимпийских чемпионах», «Расскажите детям о музыкальных
инструментах»; «Расскажите детям о драгоценных камнях».
Перечень литературных произведений известных поэтов, используемых на занятиях
по художественно-эстетическому развитию:
1. А.С. Пушкин «Унылая пора»;
2.
«Уж небо осенью дышало»;
3.
«За весной – красой природы… осень поздняя…»
4.
К. Бальмонт «Осень»;
5.
И. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
6.
Н. Греков «Приметы осени».
7.
А.С. Пушкин «Идет волшебница зима»;
8.
А.С. Пушкин «Под голубыми небесами»;
9.
А.С. Пушкин «Зимний вечер»;
10.
Я. Аким «Первый снег»;
11.
И. Суриков «Белый снег пушистый»;
12.
С. Есенин «Белая береза»;
13.
Ф. Тютчев «Чародейка зима»
14.
А.С. Пушкин «Только что на проталинах»;
15.
А.С. Пушкин «Улыбкой ясною»;
16.
А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»;
17.
И. Бунин «Весеннее»;
18.
Ф. Тютчев «Весенние воды»;
19.
А. Майков «Весна»
Материалы и инструменты,
эстетическому развитию:

необходимые

для

работы

по

художественно-

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Бумага разного формата и цвета.
Акварельные краски.
Тушь разноцветная.
Пастель, сангина, уголь.
Гуашь.
Восковые мелки.
Трубочки для коктейля.
Ванночки с поролоном.
Баночки для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Салфетки.
Рамы разных размеров или пяльцы.
Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
Клей ПВА.
Фен.
Соль, сода.
Аптечный парафин или восковые свечи.
Специальные краски для батика.
Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
Кнопки.

Перечень репродукции картин известных художников,
используемых на занятиях по художественно-эстетическому развитию:
Игорь Грабарь:
Грачиные гнезда
Февральская лазурь
Хризантемы
Луч солнца
Под березами
Сентябрьский снег
Мартовский снег
Михаил Врубель:
Сирень
Портрет
Царевна – лебедь
Алексей Венецианов:
Крестьянская девушка с теленком
Крестьянка с васильками
На жатве. Лето
На пашне. Весна
Федор Васильев:
Волжские лагуны
Возвращение стада
После дождя (1867)
Вечер
Заброшенная мельница
Мокрый луг
Ручей в лесу
После дождя (1869)
В Крымских горах
Иван Шишкин:

Дубы. Вечер. Этюд для картины «Дубовая роща»
Стадо под деревьями
Сосны, освещенные солнцем
Рожь
Цветы на опушке леса
Дождь в дубовом лесу
Дебри
Полдень. В окрестностях Москвы
Николай Рерих:
Домик Сольвейг
Половецкий стан
Нью-Мексика. Пещеры в скалах
Кулута. Индия
Гуга Чохан
Михаил Нестеров:
Осенний пейзаж
Девушка у пруда
Василий Тропинин:
Капитон Эсленцов. Мальчик с кувшином
Портрет сына художника
Золотошвейка
Кружевница
Портрет Булахова
7. Василий Поленов:
Ранний снег
На Тивериадском озере
Белая лошадка
Московский дворик
Золотая осень
Заросший пруд
Бабушкин сад
7. Виктор Борисов – Мусатов:
Майские цветы
Венки васильков
Последний луч
Водоем
Эйфелева башня
Агава
Дама в голубом
7. Иван Крамской
Букет цветов. Флоксы
Неутешное горе
Неизвестная
Лунная ночь
8. Валентин Серов:

Летом. Портрет О.Ф. Серовой
Октябрь. Домотканово
Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой
Петр I
Купание лошади
Перечень музыкальных произведений известных композиторов, используемых на
занятиях по художественно-эстетическому развитию:
П.И. Чайковский. Из цикла «Времена года»:
Август. Жатва
Ноябрь. На тройке
Май. Белые ночи
Февраль. Масленица
С.С. Прокофьев. Из цикла «Детская музыка»:
Утро
Ходит месяц над лугами
С.С. Прокофьев. Фрагменты из балета «Золушка»:
Вариация феи Весны
Монолог Феи Лета
Вариация Феи Осени
Вариация Феи Зимы
А. Вивальди. Из цикла «Времена года»«Лето»,«Осень»;«Зима»;«Весна».
М.И. Глинка. Жаворонок. Большой детский хор.
П.И. Чайковский. Фрагменты из балета «Спящая красавица»:
Фея Сирени;
Вальс (фрагмент);
Вариация Авроры;
Симфонический антракт «Сон» (фрагмент);
Фея Серебра.
Обеспеченность методическими материаламичасти Программы, формируемой
участниками образовательных отношений по этнокультурному компоненту
1.
Абакарова Ф.З. «Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей» Махачкала: Госкомиздат, 1989. - 106с.
2.
Агагишиева З.З. «Музыкальная культура Дагестана» - Махачкала: РИО
Коскомиздат ДАССР, 1990.-58с.
3.
Аликперов Г.А., Гамзатова Р.Г., Капиева Н.В., Липкан С.И., Хаппалаев Ю.Р.
«Поэзия народов Дагестана» - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1954.-717с.
4.
Березина Н.О., Бурлакова, И.А..Герасимова Е.Н. и др; научный руководитель
А.Г.Асмолов;
рук.
Авт.
Кол.
Н.В.Федина.
Успех
Примерная
основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. М:Просвещение, 2011 -303
стр.
5.
Бутаев М.Б. «Слово о Дагестане» - Махачкала: Дагкнигоиздат,1967.-79с.
6.
Буянов М.И. «Дюма в Дагестане» - Москва, Прометей, 1992.-176с.;
7.
Гасанова Р.Х., Мирзоев Ш.А. «Фольклор и литература народов Дагестана»
Хрестоматия для дошкольных учреждений – Махачкала: ООО «Лотос», 2005.-224с.
8.
Гасанова Р.Х. «Дагестанский фольклор детям» (Методические рекомендации) –
Махачкала: изд. «Юпитер», 1994.-76с.

9.
Гаджиев Б.И. «Ворота в горы Дагестана» - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966.-197с.
10.
Гришина А.В. «Добрый мир игры» - Махачкала: АЛЕФ, 2014.-140с.
11.
Гришина А.В. «Педагогическая диагностика результатов освоения регионального
компонента вариативной части программы дошкольного учреждения»
12.
Гусарова Л.Ф. «Проектная деятельность в детском саду» - Махачкала, 2013.-143с.
13.
Детские песенки народов Кавказа «Чудесный клад» - Москва: Издательство
«Детская литература», 1975.
14.
Идрисова З.И. «Подвижные игры народов Дагестана» - Махачкала: типография
ИПЗ РД «Эко-пресс»,2014.-80с.
15.
Магомедов Ш.М. «У.Д. Буйнакский» - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.-248с.
16.
Магомедов Р.М. «Обычаи и традиции народов Дагестана» - Махачкала:
Дагучпедгиз, 1992.-141с.
17.
Д.М. Маллаев. Гуманная педагогика и Духовность образовательного процесса.Махачкала: АЛЕФ, 2009-316 стр.
18.
Мирзоев Ш.А. «Культура и традиции народов Дагестана» - Махачкала, 1998.-168с.
19.
Муртазалиев
С.М. «Славные сыны Отечества» - Махачкала: Издательство
«Лотос», 2011.- 176с.
20.
Муртазалиев С.М. «Кровавый след тайной войны» - Махачкала: Издательство
«Лотос», 2011.-136с.
21.
Муртазалиев С,М. Сердца матерей.- Махачкала: Издательство «Лотос»,2012 - 80с.
22.
Османов А.М. «Мой край Дагестан» - Москва: Издательство «Мысль», 1979.-143с.
23.
Рашидов М.Р. «Умелец из Балхара» - Москва: Издательство «Детская литература»,
1982.- 60с.
24.
Чупахин В.М. «Физическая география Северного Кавказа» - Ростов-на-Дону:
Издательство Ростовского Университета, 1974.- 200с.
25.
Юсупов Н.А. «Кто кого любит» - Москва: «Детская литература», 1984.-126 с.
26.
Ядринцева И.Ю. «Мы Гаджиевцы с тобою, этим надо дорожить!» - Североморск:
ООО «Компания «Пароход», 2007.-48с.
27.
Хрестоматия. Фольклор и литература народов Дагестана - Махачкала: ООО
«Лотос», 2005 - 221 с.
28.
Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях Дагестана
«Родничок» / ДНИИП им.Тахо-Годи, Махачкала. Дагучпедгиз. 1992.
29.
«Дети гор»- Региональная программа развития и воспитания дошкольников
Дагестана - М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2002
30.
Программа - руководство «Отчий дом». Махачкала/ Издательство НИИ
педагогики.2002.
31.
«Орлята» Образовательная программа по физическому развитию детей для
дошкольных образовательных организаций республики Дагестан. МОН РД; ГБУ ДНИИП
им.Тахо-Годи / ООО «Издательство НИИ педагогики» /Махачкала. 2016.
32.
«Салам Алейкум» - Образовательной программы по социально- коммуникативному
развитию детей для дошкольных образовательных организаций республики Дагестан.
МОН РД ; ГБУ ДНИИП им. Тахо-Годи/ ООО « Издательство НИИ педагогики»
/Махачкала. 2016.;
33.
«Знакомим детей с родным краем»/(Познаем наш край родной) Методическое
пособие - А.В.Гришина»МОН РД ; ГБУ ДНИИП им. Тахо-Годи/ Алеф Махачкла.2017г.
34.
«Мир вокруг» Образовательной программы по познавательному развитию детей
для дошкольных образовательных организаций республики Дагестан; МОН РД ; ГБУ
ДНИИП им. Тахо-Годи/ ООО «Издательство НИИ педагогики» /Махачкала. 2016.;
35.
« Познаем наш край родной» - Образовательной программы по познавательному
развитию детей для дошкольных образовательных организаций республики
Дагестан;МОН РД ; ГБУ ДНИИП им. Тахо-Годи/ ООО «Издательство НИИ педагогики»
/Махачкала. 2016.;

36.
«Мы учимся говорить по-русски» Образовательной программы по русскому языку
(с методическими рекомендациями) детей для дошкольных образовательных организаций
республики Дагестан / М.И. ШурпаеваМОН РД; ГБУ ДНИИП им.Тахо-Годи / ООО «
Издательство
НИИ
педагогики»
/Махачкала.
2016.;
«От истоков прекрасного - к творчеству» Образовательной программы по художественно
- эстетическому развитию детей для дошкольных образовательных организаций
республики Дагестан/ М.М. БайрамбековМОН РД; ГБУ ДНИИП им.Тахо-Годи/ ООО
«Издательство НИИ педагогики» /Махачкала. 2016.;
37.
Музыкальное воспитание дошкольников / Программа/ Музыкальное воспитание
для дагестанских дошкольных учреждений - С.С.Агабекова/ МНО РД ДНИИП им. ТахаГоди. Махачкала. Дагучпедгиз.1994г.
38.
Педагогическая диагностика результатов освоения регионаьного компонента
вариативной части программы дошкольного учреждения. Автор- составитель– А.В
Гришина. . Методическое пособие. ДИПКПК МОН РД Махачкала. 2013.
39.
Фольклор и литература народов Дагестана. Хрестоматия для дошкольных
учрежденй/ сост. Р.Х. Гасанова, Ш.А.Мирзоев.- Махачкала: «Лотос» 2005.
40.
Фольклор и литература народов Дагестана. Методические рекомендации./ сост.
Р.Х. Гасанова, Ш.А.Мирзоев.- Махачкала: «Лотос» , 2005.
41.
«Добрый мир игры». Дидактические и сюжетно-ролевые игры в процее
приобщения детей к культуре и традициям народов Дагестана./ Учебно- методическое
пособие / Алеф/ Махачкала. 2014.
42.
Поисково - познавательная деятельность дошкольников. Методическое пособие.
Автор-составитель - Гаприндашвили О.Б.; Магомедова Д.М. / ДИПКПК/ Махачкала.2012.
43.
«И захотелось мне узнать про этот мир» / Часть1; Часть2/ Методическое пособие.
Автор-составитель - Магомедова Д.М.; Трофимова С.Н. / ДИПКПК/ Махачкала.2011г.
44.
Дидактические игры по экологии/ Методическое пособие. Автор-составитель Магомедова Д.М./ ДИПКПК/ Махачкала.2013г.
45.
Подвижные игры народов Дагестана (Учебно - методическое пособие) Авторсоставитель - Идрисова З.И ДИПКПК/ Махачкала.2014г.
46.
Использование схем-моделей в овладении детьми речью и развитие речевого
творчества./ Автор-составитель- Идрисова З.И./ ДИПКПК/Махачкала.2013г.
47.
«Гендерное воспитание дошкольников» Методические рекомендации / Авторсоставитель - Гусарова Л.Ф. / МОН РД; ДИПКПК. Махачкала.2013г.
48.
Дагестанские сказки. Махачкала 2017г.
49.
«Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоратвно- прикладным
искусством народов Дагестана» /МО РД; НИИП им. Тахо-Годи/ М.М. Байрамбеков/
Махачкала. Дагучпедгиз.1996г.
50.
Абакарова Ф.З. «Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей» Махачкала: Госкомиздат, 1989. -106с.
51.
Агагишиева З.З. «Музыкальная культура Дагестана» - Махачкала: РИО
Коскомиздат ДАССР, 1990.-58с.
52.
Аликперов Г.А., Гамзатова Р.Г., Капиева Н.В., Липкан С.И., Хаппалаев Ю.Р.
«Поэзия народов Дагестана» - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1954.-717с.
53.
Бутаев М.Б. «Слово о Дагестане» - Махачкала: Дагкнигоиздат,1967.-79с.
54.
Гасанова Р.Х., Мирзоев Ш.А. «Фольклор и литература народов Дагестана»
Хрестоматия для дошкольных учреждений – Махачкала: ООО «Лотос», 2005.-224с.
55.
Гасанова Р.Х. «Дагестанский фольклор детям» (Методические рекомендации) –
Махачкала: изд. «Юпитер», 1994.-76с.
56.
Гришина А.В. «Добрый мир игры» - Махачкала: АЛЕФ, 2014.-140с.
57.
Гришина А.В. «Педагогическая диагностика результатов освоения регионального
компонента вариативной части программы дошкольного учреждения»
58.
Гусарова Л.Ф. «Проектная деятельность в детском саду» - Махачкала, 2013.-143с.

59.
Детские песенки народов Кавказа «Чудесный клад» - Москва: Издательство
«Детская литература», 1975.
60.
Идрисова З.И. «Подвижные игры народов Дагестана» - Махачкала: типография
ИПЗ РД «Эко-пресс»,2014.-80с.
61.
Магомедов Ш.М. «У.Д. Буйнакский» - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.-248с.
62.
Магомедов Р.М. «Обычаи и традиции народов Дагестана» - Махачкала:
Дагучпедгиз, 1992.-141с.
63.
Д.М.Маллаев. Гуманная педагогика и Духовность образовательного процесса.Махачкала: АЛЕФ, 2009-316 стр.
64.
Мирзоев Ш.А. «Культура и традиции народов Дагестана» - Махачкала, 1998.-168с.
65.
Муртазалиев
С.М. «Славные сыны Отечества» - Махачкала: Издательство
«Лотос», 2011.-176с.
66.
Муртазалиев С.М. «Кровавый след тайной войны»- Махачкала: Издательство
«Лотос», 2011.-136с.
67.
Муртазалиев С,М.
Сердца матерей.- Махачкала: Издательство «Лотос», 201280стр
68.
Османов А.М. «Мой край Дагестан» - Москва: Издательство «Мысль», 1979.-143с.
69.
Рашидов М.Р. «Умелец из Балхара» - Москва: Издательство «Детская литература»,
1982.-60с.
70.
Чупахин В.М. «Физическая география Северного Кавказа» - Ростов-на-Дону:
Издательство Ростовского Университета, 1974.-200с.
71.
Юсупов Н.А. «Кто кого любит» - Москва: «Детская литература», 1984.-126с.
72.
Ядринцева И.Ю. «Мы Гаджиевцы с тобою, этим надо дорожить!» - Североморск:
ООО «Компания «Пароход», 2007.- 48с.
73.
Хрестоматия. Фольклор и литература народов Дагестана - Махачкала: ООО
«Лотос», 2005 - 221 стр.
Обеспеченность
методическими
формируемой
участниками
парциальные программы

материалами
части
образовательных

Программы,
отношений

Материально-техническое обеспечение программы.
Книги и наглядные пособия:
«Безопасность» Авдеева Н.Н., программа по формированию у детей навыков
безопасного поведения в быту, в природе, в обществе. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.
Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников»
Программа О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3 – 7 лет».
Список литературы Парциальная программа детей младшего, дошкольного возраста
«Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: ЭксмоПресс,2002.
Буров А.И. Эстетическая сущность ис кусства// Проблемы и споры. - М., 1987.
Венгер А.Л. Психологические рисуноч ные тесты: Иллюстрированное руководство. М.:
Владос-Пресс,
2006.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М.:
Просвещение,
1988.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,
Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобра
зительному
искусству.
М.:
ТЦ
Сфера,
2002.
Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М.: Изд-во
МПИ,1991.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия,
1997.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.:
Академия,
2000.Давидчук
А.Н.
Конструктивное
твор
чество
дошкольников.М.Просвещение1973.,
Казакова Р.Г. и др.
Рисование с детьми школьного возраста. Детское изобразительное рчество. - М.:
Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллек тивное творчество дошкольников. - М.: 264
Педагогическое
общество
России,
2005.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного
конструирования.
Ярославль:
Академия
развития,
2001.
Котляр В.Ф. Изобразительная деятель ность дошкольников. Киев: радянська школа,
1986.
Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Куцакова Л.В. Конструирование и худо жественный труд в детском саду (программа и
конспекты
занятий).
М.:
ТЦ
Сфера,
2005.
Лабунская Г.В. Изобразительное твор чество детей. - М.: Просвещение, 1965.
Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта ме тодической работы). - М.: ТЦ Сфера,2006.
Мухина B.C. Изобразительная деятель ность ребёнка как форма освоения социального
опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М.,
1981.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Карапуз, 1999.
Соломенникова О.А. Радость творчества.
Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные ху дожественные промыслы. - М.:
Высшаяшкола, 1992.
Учебные планы дошкольных образовательных
учреждений. Учебное пособие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева.
- М.: Педагогическое общество России, 2006.
Ушакова О.С.,
Струнина Е.М. Диагности ка речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО,
1999.
Флёрина Е.А. Изобразительное творче ство детей дошкольного возраста. - М.,1956.
Наглядно
-методические
издания:
Тематические плакаты для обогаще ния восприятия детей, уточнения их
представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты»,
«Овощи»;
«Наш
луг»,
«Ело
вый
лес»
и
пр.);
дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д.
(«Радуга»,
«Цветные
пейзажи»,
«Цветные
натюрморты»
и
т.д.);
незавершённые композиции для выс тавочных коллективных работ по сю жетному
рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош ке», «Праздничная ёлочка»,
«Витрина магазина» и т.д.); серия альбомов для детского художе ственного
творчества «Наш верни саж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка»,
«Изразцы», «Пи санки»)
Образовательной программойДООпредусмотрено также использование обновляемых
образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию
периодических и электронных ресурсов, методическую литературу, техническое и
мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания,
спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При проведении закупок оборудования и средств обучения и воспитания
учитывались нормы законодательства Российской Федерации, в том числе в части
предоставления приоритета товарам российского производства, работам, услугам,
выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».