РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН» МКДОУ «Детский сад с. Первомайское» 368552 с. Первомайское, ул. Николаева, 18 https://dag-pervo.tvoysadik.ru/ mkdou_pervomayskoe@e-dag.ru Утверждено: Заведующий МКДОУ «Детский сад с. Первомайское» ___________Э.М.Меджидова Приказом № ____ от _ _ 08.2024 г. . УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД С . ПЕРВОМАЙСКОЕ» РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД с. Первомайское, 2024 г 1. Пояснительная записка к учебному плану МКДОУ «Детский сад с. Первомайское» на 2024 - 2025 учебный год Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности Учебный план муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Первомайское» (далее ДОУ) на 2024 - 2025 учебный год составлен в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; Уставом ДОУ. Учебный план МКДОУ «Детский сад с. Первомайское», является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утверждённая в ДОУ. Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, федеральной образовательной программой дошкольного образования, Уставом ДОУ, приоритетного направления ДОУ, с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цели Программы: -разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Реализация Программы направлена на: создание ПДР (пространство детской реализации) - поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка; 2 создание условий для самореализации ребенка; создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста; обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения с взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально - комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих задач: обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общегообразования. В МКДОУ «Детский сад с. Первомайское» используются следующие программы: - ФОП ДО - разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847). - Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан. /Авторы:М.И. Шурпаева, М.М. Байрамбеков, У.А. Исмаилова, А.В. Гришина и др.; под редакцией Г.И.Магомедова.-Махачкала: 000 Издательство «НИИ педагогики», 2015.-с. Парциальные образовательные программы: 1.Программа художественно-эстетического воспитания и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой «Цветные ладошки». 2.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Детство – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 144с. 3.Амирова С.К., Исмаилова У.А. «Салам алейкум» образовательная программа по социально-коммуникативному развитию детей для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016.-60с. 3.Гришина А.В. «Познаем наш край родной»: образовательная программа по познавательному развитию детей для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. - Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016.- 156с. 4.Исмаилова У.А. «Мир вокруг»: образовательная программа по формированию экологической культуры для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016.- 76с. 5.Байрамбеков М.М. «От истоков прекрасного – к творчеству»: образовательная программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016. - 80с. 6. Исмаилова У.А. «Орлята»: образовательная программа по физическому развитию детей для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016. - 72с В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением: - инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. - вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут. 4 Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности. 3 занятие по физическому развитию проводится на прогулке Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников. Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. В 2024- 2025 г. в ДОУ функционируют 6 групп общеразвивающей направленности: от 3 до 4 лет (вторая младшая) – 2 группы; от 4 до 5 лет (средняя) – 2 группы от 5 до 6 лет (старшая) - 2 группы; Все группы работают в режиме 5-дневной недели с 10,5-часовым пребыванием дошкольников и однородны по возрастному составу детей. Психолого-педагогическая работа с воспитанниками учреждения осуществляется педагогом-психологом и строится с учётом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного процесса. Структура учебного плана организованной образовательной деятельности Учебный день делится на три блока: 1) утренний образовательный блок включает в себя: -самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем; -утренний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога) 2) развивающий блок представляет собой: -организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности); -наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке; 3) вечерний блок включает в себя: -совместную деятельность воспитателя с ребенком; -свободную самостоятельную деятельность воспитанников; -образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурно оздоровительного направления. -вечерний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога) На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. 5 Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: 2- я младшая группа – не более 15 мин. – 2 часа 45 минут. В первой половине дня – 30 мин. Средняя группа – не более 20 мин. - 4 часа в неделю. В первой половине дня -40 минут. Старшая группа – не более 25 мин. – 5 часов 25 мин. в неделю. В первой половине дня - 50 минут. Занятия: 1.Находятся в ЗБР (Зона ближайшего развития), то есть задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказывался в ситуации успеха. 2.Соответствуют деятельному подходу, то есть опираются на детские смыслы и интересы, специфически детские виды деятельности, чтобы дети были активными, заинтересованными участниками процесса. 3.В занятиях соблюдается принцип возрастного соответствия, то есть на занятиях учитываются возрастные особенности развития детей и опираются на ведущий вид деятельности. 4.Занятие строиться на принципах развивающего обучения, то есть работа направлена не столько на накопление знаний детей, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения 5.При подборе материала для занятий учитывается принцип культуросообразности, то есть используется материал, отвечающий культурно-историческим ценностям и традициям народов РФ. Форма организации занятий с 3 до 7 лет (8) (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МКДОУ «Детский сад с. Первомайское» предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание НОД соответствуют виду и направлению МКДОУ «Детский сад с. Первомайское». Парциальные программы являются дополнением к Федеральной образовательной программе ДО и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. 6 2. Планирование воспитательно – образовательного процесса на 2024 – 2025 учебный год Таблица 1 Учебный план на 2024 - 2025 учебный год Средняя группа Младшая группа Старшая группа Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Познавательное развитие Образовательные области Развитие элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью Ознакомление с природой Экспериментирование и моделирование с предметами Развитие речи Подготовка к обучению грамоте Музыка Рисование Лепка Конструирование Аппликация Здоровье Физическая культура 1 4 36 1 4 36 2 8 72 0.5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 - - - 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 - - - - - - 1 - 4 - 36 - 2 1 4 4 36 36 1 - Речевое развитие 4 36 - Художественно-эстетическое развитие 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 2 8 72 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 Физическое развитие Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в процессе режимных моментов 3 12 108 3 12 108 3 12 108 Социально-коммуникативное развитие Социализация Безопасность Труд Итого Недельная нагрузка Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в процессе режимных моментов 10 40 2 часа 30 мин 360 10 40 360 3 часа 20 мин 14 52 468 5 часов 25 мин Часть формируемая участниками образовательного процесса Познавательное развитие (конструктивная деятельность) Речевое развитие Итого Недельная нагрузка В режиме В режиме В режиме 10 занятий 2 часа 30 мин В режиме 10 занятий 3 часа 20 мин 7 В режиме В режиме 14 занятий 5 часов 25 мин Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Таблица 2 Виды деятельности Чтение художественной литературы Конструктивно -модельная деятельность Вторая младшая группа средняя группа ежедневно 1 раз в неделю старшая группа ежедневно 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурства Прогулки Трудовая деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Наблюдения Самостоятельная деятельность детей Виды деятельности младшаягруппа Самостоятельнаяигра ежедневно Познавательноисследовательская деятельность Самостоятельная деятельность в мини-центрах развития средняягруппа ежедневно 1 раз внеделю 1 раз внеделю ежедневно ежедневно Таблица 3 старшаягруппа ежедневно 1 раз внеделю ежедневно Оздоровительная работа Виды деятельности младшаягруппа средняягруппа Таблица 4 старшаягруппа Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 8 2. Расписание организованной образовательной деятельности на 2023 – 2024 учебный год группа «Медвежата» 3 – 4 лет «Бельчата» 3 – 4 лет «Лисята» 4 – 5 лет «Ежата» 5 - 6 лет «Бельчата» 5 – 6 лет понедельник 1.Ознакомление с окружающим миром / Экспериментирование и моделирование с предметами 9:15 – 9:30 2.Физическая культура (на воздухе) 9:40 – 9.55 вторник 1.Развитие речи 9:15 – 9:30 2.Музыка 9:40 – 9:55 среда 1.Рисование 9:15 – 9:30 2.Физическая культура 9:40 – 9:55 четверг 1.РЭМП 9:15 – 9:30 Музыка 9:40 – 9:55 пятница 1.Лепка/Аппликация 9:15 – 9:30 1.Ознакомление с окружающим 1.Развитие речи миром / Экспериментирование и 9:15 – 9:30 моделирование с предметами 2.Музыка 9:15 – 9:30 9:40 – 9:55 2.Физическая культура (на воздухе) 9:40 – 9.55 1.Ознакомление с окружающим 1.РЭМП миром и социальной 9:10 – 9:30 действительностью/ Ознакомление с 2.Музыка природой 9:40 – 10:00 9:10-9:30 2.Физическая культура 9:40 -10:00 1.Ознакомление с окружающим 1.РЭМП миром и социальной 9:10 – 9:35 действительностью/ 2.Развитие речи Ознакомление с природой 9:45 – 10:10 9:10 – 9:35 2.Рисование 9:45 - 10:10 3.Физическая культура 1.Рисование 9:15 – 9:30 2.Физическая культура 9:40 – 9:55 1.РЭМП 9:15 – 9:30 Музыка 9:40 – 9:55 1.Лепка/Аппликация 9:15 – 9:30 1.Ознакомление с окружающим 1.РЭМП миром и социальной 9:10 – 9:35 действительностью/ Ознакомление 2.Развитие речи с природой 9:45 – 10:10 9:10 – 9:35 2.Рисование 9:45 - 10:10 3.Физическая культура (на воздухе) 1.Лепка/аппликация 9:10 – 9:30 2.Физическая культура 9:40 – 10:00 1. Музыка 9:10 – 9:35 2. Лепка/Аппликация 9:45 – 10:10 2 половина дня 3.Физическая культура 15:40 – 16:05 1. Музыка 9:10 – 9:35 2. Лепка/Аппликация 9:45 – 10:10 3.Физическая культура 15:40 – 16:05 9 Развитие речи/ 9:10 – 9:30 Музыка 9:40 – 10:00 1.Подготовка к обучению грамоте 9:10 – 9:35 2. Рисование 9:45 – 10:10 3.Музыка 15:40 – 16:05 итого 10 2.Физическая культура на воздухе 9:40 – 9:55 2.Физическая культура на воздухе 9:40 – 9:55 1.Рисование 9:10 – 9:30 2.Физическая культура (на воздухе) 9:40 – 10:00 1.РЭМП 9:10 – 9.35 2. Физическая культура (на воздухе) 9.45-10:10 3. Развитие речи 15:40-16:05 1.Подготовка к обучению 1.РЭМП грамоте 9:10 – 9.35 9:10 – 9:35 2.Физическая 2. Рисование культура 9.45-10:10 9:45 – 10:10 3.Музыка 3. Развитие речи 15:40 – 16:05 15:40-16:05 10 10 14 14 Режим дня в МКДОУ «Детский сад с. Первомайское» Режимные моменты Вторая младшая группа «Медвежа та» (3-4 года) Вторая младшая группа «Бельчата» (3-4 лет) Средняя группа «Лисята» (4-5 лет) Старшая Группа «Ежата» (5-6 лет) Старшая Группа «Зайчата» (5-6 лет) 7.30-8.30 7.30-8.30 7.30 –8.30 7.30 - 8.30 7.30 - 8.30 8.30-8.40 8.30-8.40 8.30-8.40 8.30 – 8.40 8.30– 8.40 Подготовка к завтраку. Завтрак, дежурство 8.40-9.00 8.40-9.00 8.40-9.00 8.40-9.00 8.40-9.00 Игры, подготовка к занятию 9.00-9.15 9.00-9.15 9.00-9.10 9.00-9.10 9.00-9.10 9.15-10.00 9.10-10.15 9.10-10.20 10.00-12.00 10.15-12.00 10.20- 12.00 10.20 12.00 12.00-12.40 12.00-12.40 12.00 –12.40 12.00 – 12.40 12.40-15.00 12.40-15.00 12.40-15.00 12.40 -15.00 12.40 -15.00 15.00-15.20 15.00-15.20 15.00-15.20 15.00 - 15.20 15.00 15.20 15.20-15.40 15.20-15.40 15.20- 15.40 15.20-15.40 15.20-15.40 - - - 15.40-16.05 15.40-16.05 Игры, кружки, занятия, совместная деятельность, индивидуальная работа 15.40-16.50 15.40-16.50 15.40 -16.45 16.05-16.50 16.05-16.50 Вечерний круг 16.50-17.00 16.50-17.00 16.45-17.00 16.50-17.00 16.50-17.00 Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры, уход детей домой 17.00-18.00 17.00-18.00 17.00-18.00 17.00-18.00 17.00-18.00 Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 мин.) Утренний круг Игры, занятия (включая гимнастику в процессе занятия-2 мин, перерыв 9.15-10.00 между занятиями 10 минут), занятия со специалистами Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, 10.00-12.00 самостоятельная деятельность), возвращение с прогулки Подготовка к обеду. Обед 12.00-12.40 Подготовка ко сну, дневной сон постепенный подъем, гимнастика после сна Полдник Занятия (при необходимости) 10 9.10-10.20