"Организация методической работы в ДОУ"

22.11.2018

"Организация  методической  работы в ДОУ"

  Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.  Как  в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.

    Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.

   Единомышленник-  основное желание старшего воспитателя  - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.

   Творец – постоянно находится в творческом поиске.

   Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.

   Дипломат- нельзя эффективно руководить людьми, если  ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.

   Изобретатель – новатор, источник идей, информации.

   Стратег- старший  воспитатель должен владеть искусством планирования  руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

  Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.

  Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса.   В нашем ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя.

  Основные направления  в деятельности старшего воспитателя, направленные на  повышение качества образовательного процесса.

  Планирование

  Старший воспитатель осуществляет планирование:

  • годового плана ДОУ;

  • перспективного плана по разделам программы;

  • перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;

  • перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

  Одним из условий полноценного планирования является мониторинг  деятельности дошкольного учреждения  и включает в себя следующую информацию:

  • выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;

  • уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;

  • мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
    создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

   Организация    воспитательно-образовательного процесса   включает в себя:

  • распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;

  • организацию работы педагогов;

  • обеспечение выполнения программы;

  • постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы  и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

   Работа  с педагогами

   Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:

  • анкетирование;

  • консультации разных форм: индивидуальные, групповые;

  • педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;

  • открытые просмотры,  взаимопосещения, показ занятий старшим воспитателем;

  • обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);

  • в нашем ДОУ прочно закрепилось ежедневное подробное консультирование начинающих  воспитателей по подготовке к занятиям, которое является в данном случае прогнозирующим и опережающим  контролем.  Этот вид контроля позволяет старшему воспитателю до начала работы представить этапы работы и предполагаемый результат.

  • организация работы «Школы молодого воспитателя»;

  • участие педагогов в работе методических объединений;

  • повышение квалификации педагогов.

    Контроль

   Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:

  • систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

  • по графику посещает занятия в группах;

  • следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.

   Работа  с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:

  • информирование  родителей на родительских собраниях  о содержании работы с детьми по разделам программы;

  • подготовка  стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;

  • налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

    Создание предметно-развивающей среды:

  • организация пространства методического кабинета;

  • приобретение пособий, методической литературы, игрушек;Хочу такой сайт

  • оформление стендов, выставок.

  • творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.

Требования к организации

предметно- развивающей среды

       При создании предметной – развивающей среды необходимо исходить не только из возрастных, но и из личностных, т.е. эргономических, антропометрических, физиологических особенностей детей.

      В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • Интеллектуальное развитие;

  • Создание условий для развития личности;

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

     Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

       Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

       По мнению Л.С. Новоселовой, предметная среда должна:

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;

  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития» через организацию предметной среды;

  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;

  • иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;

  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз–рука»), его росту и предметному миру взрослых.

       С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

       Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно-игровой среды.

        Организация предметно-развивающей среды для детей 2-3 лет в ДОУ может быть реализована в форме сенсорного кабинета:

  • башенки (пирамидки) – одноцветные, окрашенные в цвета спектра,

  • пирамидки из шести – десяти толстых колец, окрашенных в цвета спектра,

  • мисочки-вкладыши (из 10 штук),

  • матрешки 2-3-4 -местные,

  • наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек, одноцветных, основных цветов спектра и их оттенков,

  • мячи трех-четырех размеров,

  • наборы песочных формочек для игр с водой.

       Все эти игрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребенок может иметь свободный доступ, он может брать их в любое время, отведенное для игр и свободной деятельности.

     Материал по грамоте представлен предметными картинками, дидактическими играми.

       В мастерской располагается материал по конструированию. Важно, чтобы он был расклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведенных для него шкафах в открытых коробках. Строительный материал – уникальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) двух – трех размеров. Напольный строительный материал размещается в той части мастерской, в которой дети занимаются только конструированием. Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины разной величины).

       Для изостудии если нет отдельного помещения, то можно использовать другие, временно свободные (в частности раздевалку, коридор, зал и др.). В изостудии должны быть специальные столики, кисточки разных размеров, бумага разного формата, губки из поролона, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок, фартуки, пластилин.

       Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы могут помочь в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями; а также материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, кисточки, краски, ножницы и т.п.). В театре-драматизации можно использовать и самодельные костюмы, маски для разыгрывания сказок; условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины и т.п.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры. Здесь же располагаются полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям). Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии с программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, но можно спрашивать детей, что им нужно.

       В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

  • «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

  • «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

  • «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.

       Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

       В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

      Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

       Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели.

       Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

       Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

       Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

       Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Например, для возраста 2-3 лет развивающая предметная среда должна строится с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.11.2018

Дата обновления: 30.11.2018

Дата публикации: 22.11.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».