Семинар-практикум для воспитателей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества»

11.10.2019

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду, так или иначе, стремится вносить в

свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

«Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового искусства; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные, народные и национальные явления».

В. Г. Белинский

I. Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – все это мы находим в народной игрушке, в орнаменте резьбы, в вышивке, чеканке. И все это близко и доступно детям. Действительно, как говорит И. Е. Репин, в первоначальных попытках ребенка вырезать, нарисовать, построить можно и нужно видеть начало искусства. Изделия народного творчества: деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, нежное кружево – наполнены красотой, радостью, добром и увлекают детей в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи изделий, включают в себя цветы, листья, ягоды, траву (их ребенок видит, гуляя в лесу и парке, по участку детского сада, а также простые в выполнении полоски, круги, кольца, точки (геометрические элементы). Знакомство детей с народными промыслами помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, повышает эмоционально-эстетическую культуру.

Многие изделия народного творчества являются произведениями искусства. Они создавались руками талантливых мастеров; причем каждый делал все сам от начала и до конца. Люди всегда стремились к красоте, украшая свой дом и все, что их окружало в труде и быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лен, шерсть.

В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевают целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. На севере России – резьба по кости, плетение кружев и изделия из оленьего меха, центральная Россия известна производством художественных предметов из дерева и металла. Урал знаменит кружевным шитьем, ювелирными изделиями из самоцветов. Предметы народного творчества создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.

Современная дошкольная педагогика особое внимание обращает на возрождение народных традицийразвитие и понимание роли своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе. Для педагога, таким образом, важно умение реализовать потенциал национальных традиций, обычаев; воспитать в себе интерес к родной культуре.Хочу такой сайт

Окружение детей предметами национального характера помогает с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа. Деятельное ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным декоративно-прикладным искусством помогает не только созерцать произведения и творения мастеров, но и самим активно участвовать в процессе творчества.

Такой деятельностный, творческий подход позволит сделать знания детей более прочными, а их эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества осознанным.

Знакомя детей с предметами народного быта, рисуя хохломские, городецкие и дагестанские  узоры, читая народные сказки, педагоги каждый раз по кирпичику закладывают фундамент гармоничного отношения к себе и окружающему миру, помогают решить одну из важных задач – научить детей жить вместе в добре и согласии.

Реализовать содержание обучения можно и нужно: от внешнего, наглядного, к духовному, внутреннему и проходить через все виды деятельности: игровую, познавательную, музыкальную, художественную.

Погружение дошкольника в сокровищницу национальной культуры способствует воспитанию у них социальных норм, позитивных привычек, установок, ориентаций на свой народ, которые направлены на формирование культуры личности, характера человека, наделенного национальными чертами.


Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .
семинар практикум знакомство детей с народно-прикладным искусством России и Дагестана.docx (скачать)

Дата создания: 14.10.2019

Дата обновления: 14.10.2019

Дата публикации: 11.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».